0
0

Загадочный народ калаши – «чёрные кафиры» Гиндукуша

Загадочный народ калаши – «чёрные кафиры» Гиндукуша

За прошедшие тысячелетия человеческой истории на земле жили многие народы. Одни из них обрели значительное могущество, расширили свои территории, создав собственные государства. К другим судьба была не столь благосклонна. Они практически сошли с исторической арены, ассимилировались, растворились в других, либо совсем исчезли, оставив после себя остатки разрушенных поселений или всего лишь смутные упоминания в летописях. И остается лишь предполагать, какими они были, откуда пришли, как жили.
 

Но, есть и такие народы, которым посчастливилось сохранить свою самобытность, свой язык и религию, даже, несмотря на воинственных соседей и сложные условия существования. При этом их происхождение остаётся тайной для ученых, поскольку никаких письменных свидетельств не сохранилось. Об одной такой этнической загадке и пойдет речь.


На границе Пакистана и Афганистана, на самом юге горного хребта Гиндукуш находится провинция Нуристан. Попавших сюда путешественников ожидает немало удивительного – живописные плато Чинтал, заснеженные перевалы, бурные горные реки. И абсолютно нехарактерный для жителей Азии внешний облик местных жителей – племени калаши. У большинства из них светлые волосы и голубые либо зелёные глаза, характерные больше для европейцев. Как эти люди оказались здесь, откуда пришли, и как им удалось выжить и сохранить свою идентичность?


Загадочное происхождение калашей продолжает будоражить умы исследователей. Сами они любят рассказывать туристам романтичную версию, о том, что их предки – это воины Александра Македонского, оставшиеся в этих горах дожидаться возвращения императора, да так и не дождавшиеся. Согласно другой версии предки калашей пришли из районов Южного Урала. В пользу последнего говорит тот факт, что традиционная религия калашей более всего сходна с зороастризмом, который пришел в Азию примерно 3500 лет назад. Да и язык калашей, хотя и относится к дардской языковой группе, но более половины слов в нем не имеют аналогов в других «родственных» языках, а базовая основа самого языка вообще сходна с санскритом.


Эта непохожесть на другие азиатские народы едва не стала для калашей фатальной. В XVIII-XIX веках они подверглись гонениям со стороны своих мусульманских соседей. Калашей выгоняли с насиженных мест, преследовали и уничтожали. Во время трех англо-афганских войн, эмир Кабула Абдур-Рахман проводил на захваченных им землях политику тотальной исламизации. Сопротивлявшиеся племена были либо насильственно обращены в мусульманство, либо истреблены. Лишь проведение в 1896 году линии Дюранда, в результате которой калаши оказались под британским протекторатом, спасло их от этой участи. 


Первым европейцем, собравшим сведения о загадочном племени, стал британский исследователь врач Георг Скотт Робертсон. В 1889 году он посетил поселения калашей и прожил среди них около года. Собранные им уникальные материалы по традиционным верованиям, обрядам и традициям этого народа стали основой для изданной им в 1896 году книги «Кафиры Гиндукуша». Так благодаря Робертсону о существовании этого народа известно широкой общественности.
Сегодняшние калаши, как и сотни лет назад, живут небольшими общинами. Они практически не пользуются электричеством, не знают телевидения и радио. Большинство жителей занимается сельским хозяйством. Даже на своих высокогорных плато они умудряются выращивать пшеницу, некоторые виды овощей и даже виноград. Во многом быт калашей отличается от других азиатских народов. Так, в отличие от мусульман, дома они строят из камня и дерева. Кроме того, они едва ли не единственные во всей Азии делают мебель – столы, стулья, скамьи. Нигде больше вы такого не встретите. Среди местных ремесел очень интересна резьба по дереву, которой калаши украшают свои культовые сооружения, а также дверные и оконные проемы, мебель. Есть у калашей и особые помещения, предназначенные для проведения собраний старейшин, а также для танцев, называемые Джештак. Оформлены они очень оригинально – резные деревянные колонны, на стенах традиционные росписи. 


Главный в калашской семье мужчина, он принимает ключевые решения по всем важным вопросам. На мужчинах лежит вся тяжелая работы по дому и в поле. Женщины в основном занимаются домашним хозяйством. При этом в обществе калашей наблюдается равноправие полов. Женщины здесь пользуются достаточной свободой, как в решении бытовых проблем, так и в отношениях. Браки заключаются только по любви. Бывают среди калашей и разводы, но редко, так как по их законам новый супруг обязан уплатить предыдущему выкуп в двойном размере. Единственное притеснение женщин состоит в том, что во время критических дней и родов женщина считается нечистой и обязана жить в отдельном доме, называемом башлени. Никто так и не знает, откуда пошла эта традиция. Во всем остальном калашские женщины пользуются достаточным уважением в обществе, что крайне удивляет их мусульманских соседей. 


Выходных в нашем понимании в жизни калашей нет. Зато в их календаре есть немало праздников. Среди них особенно выделяются три – весенний праздник посева Йоши, летне-осенний праздник урожая Учао и зимний праздник богов природы Чоймус, когда местные жители просят богов ниспослать им мягкую зиму, хорошую весну и теплое лето. Во время этих праздников в деревнях устраивают общее празднование с обильным угощением. Все жители общины собираются вместе, надевают нарядные одежды. Особенно красивы традиционные наряды женщин – черные платья, расшитые яркими цветочными орнаментами – красными, желтыми, оранжевыми. Во многом из-за этой одежды мусульмане и прозвали калашей «чёрными кафирами». Сами калаши говорят, что такая расцветка связана с тем, что в их религии очень большое внимание уделяется огню. Кружащиеся в танце женщины в ярких платьях очень похожи на огненные всполохи. Старейшина одной из деревень на очередной вопрос туристов о смысле и значении традиционной одежды ответил так: «Калаши живы, пока наши женщины носят эти платья!»


Из-за труднодоступной горной местности туристический поток в деревни калашей достаточно невелик. Но, несмотря на удаленность от цивилизации сегодня калаши все-таки начинают испытывать на себе её влияние. Молодежь начинает потихоньку покидать высокогорные деревни и перебираться в города. Бывают также случаи, когда девушки выходят замуж за иноверцев. Но, пока, к счастью, это не приобрело массовый характер, и калаши продолжают оставаться одним из немногих народов на земле, которые сберегли свою уникальность до наших дней.

Вверх