0
0

Индивидуальный подход и осознанность выбора - особенности образования в Норвегии

Индивидуальный подход и осознанность выбора - особенности образования в Норвегии

Несмотря на проводимые в нашей стране реформы системы образования, дискуссии в обществе по поводу ее эффективности всё не утихают. Кому-то кажется, что нагрузка на детей очень велика, кто-то наоборот полагает, что количество предметов следует увеличить. В качестве аргумента ссылаются на опыт западных стран, которые часто критикуют за слишком упрощенный подход и сниженные объемы обязательных предметов. 


Безусловно, западная система образования далеко не идеальна. Но может ли количество знаний сделать человека счастливым? Или все-таки следует сосредоточиться на изучении того, к чему лежит душа и есть определенные способности?


Именно с такой позиции подходят к образованию в одной из самых экономически благополучных стран мира Норвегии. Основной принцип образования в учебных заведениях здесь основан на «индивидуальном развитии способностей и навыков учеников». Норвежцы считают, что ребенок должен развиваться так, как ему положено природой, без внешнего давления со стороны. Все необходимые знания преподаются в комфортной обстановке и подходящем темпе, а в начальной школе обучение вообще построено на игровой основе.


До восьмого класса детям не ставят оценок в принципе, полагая, что для ребенка более важно не то, «какую оценку я сегодня получу», а «чему я сегодня научился». Если ученик старается, максимум, чем учитель может его поощрить, это написать в тетради «Отлично! Превосходно!» Если не успевает, ему могут сказать: «Тебе нужно еще постараться!»


Но, даже, когда начинается оценивание успеваемости учеников, это не приобретает соревновательный характер, и получение высокой оценки не является приоритетом. Учитель никогда не повысит голос на неуспевающего ученика, а постарается сделать так, чтобы тот сам осознал, нужно ли ему прилагать усилия к изучению именно этого предмета. Для преподавателя важно выработать у школьников «оптимистическую оценку собственных возможностей».
Большое внимание уделяется работе в коллективе. Детям прививается понимание того, что «личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями». Таким образом, с малых лет их учат быть ответственными за свои поступки.
Ну, и, конечно, очень большое внимание уделяется физическому воспитанию. Помимо того, что дети итак почти все перемены проводят, играя на улице, независимо от погоды, для них обязательно посещение бассейна и спортивных секций. Особенно в почете зимние виды спорта. Местные просто обожают катание на лыжах. Когда смотришь, как они лихо рассекают по снежным просторам, то шутка о том, что норвежцы рождаются с лыжами на ногах, кажется правдой. 


Большая часть территории Норвегии покрыта лесными массивами, очень много рек и озер. Норвежцы очень берегут свою природу, и просто помешаны на экологии. Поэтому детей здесь обучают правилам жизни в лесу, учат ходить в походы, показывают, как правильно ставить палатку, разжигать костер, обучают понимать поведение животных.


Как уже говорилось, осознанный выбор будущей профессии является определяющим при выборе предметов для изучения. Дело в том, что в старших классах средней школы в программу обучения вводятся предметы и дисциплины, определяющие выбор дальнейшей профессиональной ориентации. 


После средней школы ученики могут поступить в старшую школу. Обучение длится три года, при желании можно продлить его еще на год, с прохождением производственной практики. 
Экзамены в старшей школе сдают по одной и той же системе. Во-первых, список предметов всегда один и тот же. Во-вторых, в норвежских школах студентов экзаменуют выборочно. За два дня до этого события Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией об учащихся, выбирает тех, кому предстоит пройти аттестацию.


Студенты средней школы получают сертификаты о среднем образовании двух видов: сертификат А – рабочая специальность, и сертификат В – с правом на поступление в вуз.
Отдельно хотелось бы упомянуть о таком феномене «северного» образования, как народные школы. Впервые Folkehogskole появились в Дании в 1844 году и распространились по всей Скандинавии. Сегодня в одной только Норвегии их насчитывается около 82-х. Как правило, они расположены вдали от больших городов, в экологических местах.


Особенностью этих школ является их специализированная направленность. Одни делают упор на изучении музыки и сценического искусства, другие – на спортивных дисциплинах, туризме и искусстве фотографии, третьи преподают студентам экономику и иностранные языки.


Одна из старейших народных школ Норвегии Ромерике, находится недалеко от Осло. Школа специализируется на преподавании театрального искусства и имеет три факультета: театральный, музыкальный и сценографический. Здесь можно овладеть профессией звукорежиссера, театрального гримера и светотехника. При школе есть студенческий театр, где сами студенты пишут сценарии спектаклей, мастерят декорации, накладывают грим, играют роли на сцене. 


Народная школа в Пасвике, возле Киркенеса, особо популярна среди российских студентов. Профильных направлений тут несколько: норвежский язык для иностранцев, арктический туризм, конный спорт, езда на собачьих упряжках, охота и рыбалка, кинопроизводство и фотография. Можно посвятить себя изучению спортивных дисциплин, научиться грести на каяках, посещать уроки живописи. Студенты живут в небольших интернатах по 12 человек в каждом. И, по словам многих, окончивших школу, приобретают здесь друзей на всю жизнь.


Диплом об окончании народной школы не является полноправным свидетельством о получении специальности. Да, выпускники народных школ практически гарантированно поступают в вузы, либо устраиваются на работу. Но главная задача народных школ – помочь молодым людям в выборе профессии и содействовать более четкому формированию их личности. Сюда идут, чтобы окончательно определиться, чем заниматься в жизни и изучать то, что для этого необходимо. А диплом народной школы дает лишь дополнительные баллы при поступлении в вуз.


Кстати, при поступлении в норвежские вузы вместо вступительных экзаменов, проводится конкурс школьных аттестатов, по результатам которого и набирают студентов. И еще! Абитуриент должен написать подробное мотивационное письмо – почему он сделал этот выбор, зачем ему это нужно, и почему он считает, что справится с учёбой.
Конечно, норвежская система образования не лишена недостатков. Её часто критикуют за излишнюю мягкость и «ненапряжность». Из-за отсутствия оценок в начальных классах и упрощенной по нашим меркам программы может сложиться впечатление, что учиться в Норвегии легко и просто все 13 лет обучения. Но это не так – к старшим классам требования к учащимся ужесточаются. И, хотя поступить в норвежский вуз не сложно, требования к студентам там ещё жестче, чем в старших школах. Но, если уж сделал осознанный выбор в пользу высшего образования – будь готов доказать это. Именно к осознанности выбора своей будущей профессии студента и готовят на всем протяжении учебы в школе. Согласитесь, вовсе неплохо!

Вверх